Сайт учителя истории и обществознания Смирновой Екатерины Геннадьевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Тема: Диалоги разных поколений, музей – учитель, музей – ученик, музей - родители.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

                                                                                                                        Д.Лихачев.

     События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства групп населения. Стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

     Более всего это отразилось на подрастающем поколении, для  большей части которого характерно неверное понимание значения слов  « патриотизм » и  « гражданственность ». Академик Д.С.Лихачев говорил: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали,  вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране ».

    В последнее время наблюдается тенденция незнания детьми истории своей малой родины. Но для каждого человека понятие « отчий дом » связано со своей семьей, своим домом, с детством. « Иваны, не помнящие родства…» - так говорили о людях, которые не знали своих предков. Не к лицу нам не знать имя прабабушки, гадать, от кого унаследовали способности и увлечения. К тому же стоит помнить непреложный закон связи поколений: забудешь ты – забудут и тебя. Поэтому  «современная школа должна выявлять и активно реализовывать воспитательный потенциал. Воспитание гражданственности и патриотизма должно осуществляться в единстве  учебной и внеклассной работы.       Внеклассная воспитательная работа по истории направлена на воспитание гражданина новой России, на подготовку школьника к активному участию в становлении и развитии гражданского общества, нравственного развития для жизни в XXI веке.  Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Она является составной частью воспитательной работы в школе и направлена на достижение общей цели  воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.  Внеурочная работа направлена на углубление знаний, полученных школьниками на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным.

Ведь познание культурной истории своей семьи, школы, её традиций и реликвий, наказов и заветов помогает подростку активно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нём комфортно и уверенно, понимать его проблемы и находить возможные пути решения этих проблем, так как опыт, накопленный предками, универсален.

Познание своего «кусочка мира» соответствует принципу от частного к общему, ведь местный материал, доступный и находящийся в непосредственной близости к юному следопыту, позволяет на конкретных примерах  раскрыть достижения всего человечества, определить место своего региона, своих предков в отечественной и мировой истории.

В послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия читаем: «…презрев священную память предков, отдавших за нас свои жизни,…мы покрыли российскую историю пятном…, которое омрачает духовную жизнь общества… Началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций… мы начали рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений наших предков…». И на самом деле, в последнее время проявляется тенденция устойчивого роста интереса молодёжи к далёкому и недавнему прошлому нашего Отечества. Это позволяет сделать вывод о  том, что подростки спонтанно ищут нравственные и духовные ориентиры. Помощь педагогов только оптимизирует и ускоряет, направляет этот процесс.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связано с социальным запросом  общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

    Школьный историко - краеведческий музей - важное звено в воспитании и обучении обучающихся. Н.К. Крупская говорила: «  Музей дает возможность многое видеть своими очами и это делает музей могучим  средством агитации и пропаганды ».

    Цель деятельности музейной комнаты « Родник » МОУ СОШ № 4 состоит в организации работы по прослеживанию связи и установлению диалога разных поколений. Перед человеком всегда стоит проблема в прослеживании связи поколений для усвоения бесценного опыта предшествующих поколений. В связи с этим, одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь « близких » людей — земляков и членов семьи, учителей, т.е. изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями.

Благодаря собранному материалу по теме  « Диалог разных поколений », ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

- история — это история людей;

- корни человека — в истории и традициях своей семьи, школы, своего народа, в прошлом родного края и страны;

- в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;

- труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

     Когда речь идет о краеведении в школе, о роли школьной музейной комнаты в формировании знаний школьников о родной семье, школе, крае, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях познавательной деятельности школьников.

   Во-первых, получение учащимися « готовых » знаний о школе, родном городе, крае со слов музейного экскурсовода, из музейных выставок, альбомов, документов, экспонатов, представленных в музее. В музейной комнате « Родник » собран интересный материал об учителях - ветеранах педагогического труда, о педагогических династиях нашей школы, о встречах с выпускниками учителей - наставников. В музее представлены школьные тетради, дневники, ученические принадлежности школьников прошлых лет, которые теперь сами стали родителями, а их дети - новым поколением учеников МОУ СОШ № 4. В музее представлена выставка достижений школьников разных лет в направлениях: спортивная подготовка, туристко – краеведческая работа, гражданское и военно – патриотическое воспитание и многих других. Таким образом,  не прикладывая значительных усилий, дети, особенно учащиеся младших классов, могут проследить связь поколений, связь понятий: музей – учитель, музей -  ученик, музей – родители. 

   Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе микроисследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, альбомы о работе и жизни педагогов, о внеклассной работе школьников прошлых лет, с которыми ребята могут поработать в музейной комнате и на основе собранного там готового материала организовать своё микроисследование. Так при изучении документов и фотоматериалов о педагогической династии Баронкиных ученики 7 класса задались целью структурировать представленный материал и вывести педагогическое и жизненное кредо этой замечательной семьи, оставившей яркий след в жизни нашей школы и нашего города. Ребята организовали встречу с представителями этой династии, подготовили о них небольшую презентацию, пообщались в тёплой дружеской атмосфере, задали интересующие вопросы. Ребята получили прекрасные советы, касающиеся учёбы и жизни, решили, что такие встречи нужно проводить как можно чаще, ведь так ценно установить прочную нить между разными поколениями.

   Учащиеся 8 – х классов структурировали материал, оставшийся после празднования 55 – летнего юбилея школы. Ребята привнесли в составленный альбом стихи собственного сочинения о родной школе, родных педагогах, сделали краткий экскурс по 55 -  летней истории школы, поблагодарили спонсоров, позволивших сделать это мероприятие столь запоминающимся и ярким. Работая над составлением этого альбома, ребята увидели своих одноклассников и педагогов с другой стороны, оценили мощный вклад педагогов своей школы в дело обучения подрастающего поколения. Они воочую убедились, как важна и нужна связь поколений. От этой работы не остались в стороне учащиеся начальной школы и пятых классов, которые нашли интересный материал о истории своей семьи, о службе отцов и дедов в рядах армии, об их участии в мировых и локальных войнах.

   Третий уровень — изучение школьниками истории родной семьи, школы, края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

    Здесь, как правило, участвуют школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем.  Так ученица 9 « а » класса Каторгина Алина написала исследовательскую работу по теме « Что бы я сказала человечеству о Сталинградских событиях 1942 года ».

   Актив музея организовал  фотовыставку выпускников школы. Из года в год облетают листки календаря, соединив осень и весну, и звучит последний звонок. Звучит вне зависимости от погоды - и под дождем и под жарким солнцем. Каждой весной звучит для кого-то в первый, а для кого-то в последний раз: для одних - это начало приобщения к прекрасному миру знаний - для других - подведение итогов прожитых школьных лет. И вот закончилась школьная пора и обремененные знаниями, бывшие школьники вылетают из родного гнезда в огромный, незнакомый мир полные радужных надежд. Но, куда бы ни         забросила судьба в дальние ли ближние края молодых людей, с нежной грустью вспоминают они родную школу и милых сердцу учителей и  рано или поздно возвращаются в родные пенаты пообщаться с одноклассниками, педагогами, рассказать о своих успехах. По-разному складывалась жизнь у выпускников нашей школы - среди них есть известные в городе и за его пределами люди, сделавшие огромный вклад в развитие нашей страны. Но, приезжая в город и посетив родную школу, они хоть и ненадолго опять становятся шаловливыми мальчишками с набитыми всякой всячиной карманами и озорными девчонками с большими бантами.
   Вспомнить эти счастливые минуты детства выпускникам школы, а ныне родителям, сегодняшних учеников, поможет фотовыставка, которую дети и родители могут посетить вместе. Это сближает детей и родителей, делает связь поколений крепче.

   Таким образом, изучая историю своей семьи, школы, края на трёх уровнях познавательной активности учащиеся могут чётко проследить диалог поколений, понять значение его для формирования патриотизма у подрастающего поколения.

    Жаль, что в ряде школ педагоги ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, — в результате складывается своеобразное «словесно-книжное знание ».

   Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными следопытами, найденные ими документы, мало или вовсе не используются на уроке в процессе изучения и усвоения программного материала, в связи с этим теряется диалог поколений, дети начинают воспринимать историю отстранённо не как близкое и родное, а как далёкое и чужое. Процесс формирования гражданских и патриотических качеств личности идёт медленнее, у такого ребёнка слабо выражено чувство любви к своей семье, школе, стремление сделать лучше свой родной край.

   Допустить этого мы, учителя, не можем. Поэтому мы должны организовать работу каждого школьного музея так, чтобы в нём яркой красной чертой проходила связь поколений, чтобы дети впитывали в себя накопленный опыт предшествующих поколений учеников, своих родителей, учителей.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Ekaterina1986 (07.02.2013)
Просмотров: 1775 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz